Одной из основных проблем, с которой сталкиваешься в большинстве школ, является качество освещения. А ведь этот параметр напрямую влияет на здоровье и успеваемость детей. Поэтому, замена осветительных приборов на более эффективные и, естественно, экономичные, учитывая действующие требования санитарных норм и последние рекомендации Роспотребнадзора, является важной и приоритетной задачей, которую в данное время решает система образования.
Решая этот вопрос в процессе выполнения летнего текущего ремонта одна из московских школ провела замену электрооборудования, в частности:
- полную замену низкоэффективных светильников на светодиодные в учебных классах, кабинетах, коридорах, вспомогательных помещениях;
- установку светодиодного освещения в спортивных залах.
Характеристика систем освещения до модернизации
Освещение классных комнат и коридоров в исследуемых семи школах было выполнено низкоэффективными светильниками с люминесцентными лампами с люминофором на основе галофосфата кальция (c номинальной световой отдачей ламп около 65 лм/Вт, индексом цветопередачи менее 70), укомплектованными низкоэффективными электромагнитными ПРА. В ходе визуального осмотра светильников выявлено их неудовлетворительное техническое состояние: имелись повреждения рассеивателей, шумы в дросселях, снижение светопропускающих и светоотражающих свойств оптических элементов осветительных приборов, вызванное их длительным использованием.
В двух спортивных залах использовались как люминесцентные светильники, так и светильники с газоразрядными лампами высокого давления.
Перед заменой приборов освещения во всех помещениях школы были проведены замеры уровня освещенности и пульсации светового потока. Исследования показали невыполнение установленных норм по пульсации практически повсеместно. Уровень освещенности в школах был близок к минимальным требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278–03. Средняя удельная мощность освещения в классах составляла 7 Вт/м2/100 лк.
Использование светильников с низкими энергетическими и световыми характеристиками приводило к завышенному потреблению электроэнергии, а также способствовало более быстрой утомляемости преподавателей и учащихся.
Подбор осветительного оборудования
Светильники выбирались с учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278–03 и рекомендаций Роспотребнадзора при использовании в системах общего освещения образовательных учреждениях светильников со светодиодами, а именно:
- условный защитный угол светильников должен быть не менее 90°;
- габаритная яркость светильников не должна превышать 5 000 кд/м2;
- допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5: 1;
- цветовая коррелированная температура (Ткц) светодиодов белого света не должна превышать 4 000 K.
Проведение модернизации
Проведенный после выполнения работ мониторинг параметров систем освещения показал, что модернизация позволила довести значения освещенности до оптимального уровня и улучшить качество освещения помещений. Уровень пульсации светового потока в учебных классах составил около 5 %. Средняя удельная мощность освещения в классах снизилась на 74,3 % и составила 1,8 Вт/м2/100 лк.
В целом, использование светодиодного освещения позволило не только обеспечить экономию электроэнергии, но и (за счет снижения уровня пульсаций освещенности и применения светильников с равномерным распределением яркости по световому отверстию и высоким коэффициентом цветопередачи) создать комфортную обстановку, способствующую снижению утомляемости преподавателей и учащихся.
Вам необходимо провести электромонтажные работы? Получить необходимые консультации Вы можете по телефону +7 (499) 112-42-32
или воспользоваться формой обратной связи